Самая северная железнодорожная ветка ведущая из Лабытнанги в Бованенково по вечной мерзлоте. В особо проблемных местах (а их немало) вокруг полотна вбивают специальные термокомпенсационные трубки, в которые закачивают жидкий азот. Чтобы дорогу не выдавливало летом и не вело винтом рельсы.
Слева - жд ветка, справа - автомобильный мост. Автомобильная дорога дальше поворота на Новый Порт сейчас не нужна. Никто кроме "диких" частников (мы таких встретили на выезде, ниже расскажу) по ней не ездит. Газпром все заводит по железке, дорога в любом виде им просто без надобности.
Заброшенная буровая. Что тут случилось не понятно. Но все брошено как есть, даже трубы не сняли, собрались и уехали. Вокруг пустота. Это самый дальний край Ямала. До берега не больше 40км. Сайлент-хилл какой-то. Очень мрачное местечко.
Олени неподалеку от ненецкого чума. Олени оказались низкорослыми, небольшими животными. В моем представлении они были размером с лося и такие же домашние как коровы. Нет, это полудикое животное совсем небольшого размера. Я пытался их кормить хлебом. Кося выпученным глазом, постоянно шугаясь на каждое мое неверное движение, они боялись подходить близко. Мужской олень называется быком, а женский - важенкой. Через несколько минут осторожных попыток подманить их булкой, одна важенка то ли самая глупая, то ли самая умная, но явно выделяющаяся из группы животных обломанным рогом и белой мастью, подошла и взяла хлеб прямо из руки. Нос у них покрыт длинной жесткой щетиной, очень прикольные зверюги.
Мы стояли возле поворота на Новый Порт, ждали ребят и пили чай с печеньем. До Лабытнанги оставалось что-то около 170км, мы понимали что уже практически вышли в цивилизацию, под колесами была жесткая отсыпка. За железкой, в паре километров от нас происходила неистовая движуха разнообразной техники. Самосвалы, трубовозы и другие грузовики ездили туда-сюда, в направлении Нового Порта. За нами в нескольких километрах отсыпка заканчивалась и начинался дикий след зимника. Мы только что вылезли оттуда, руки наши были грязны, рожи небриты, мы насквозь провоняли соляркой и не только...
Сидели, пили чай с печеньем, которое купили в Бованенково за 450рублей. Я вчера нашел такое же в московском магазине - 85 рублей ему красная цена.
Небольшое отступление...
На картинке - Ямальский Газовый Баллон. Знаковое место. Просто знаковое, потому что кроме него вокруг ничего нет. Это типа знак для тех кто идет с Салехарда. Налево пойдешь - в Байдарацкую придешь. Прямо пойдешь - в Сеяху придешь. Таким мы его увидели 01 марта. Не пытайтесь рассмотреть на картинке что-то еще, там ничего нет. Читайте дальше, будет понятно при чем тут баллон. Первого марта мы поехали прямо, чтобы 18 марта приехать с левой стороны.
Тот же самый баллон 18 марта. Погода получше и можно увидеть где заканчивается небо и начинается земля.
Сидим значит пьем чай с Валей. Вдруг видим как через жд переезд в нашем направлении движется колонна из четырех Уралов. Два длинномера и две вахтовки кажется было. Мы оживленно стали обсуждать вопрос - куда они идут.
Через пять минут они подъехали. Из головной машины вылез паренек. Подходит. Физиономия усталая, руки закопченые. "Ребята, как в Сабетту проехать?"
Валя, помнится, подавился печеньем, а я расплескал чай. Такой вопрос был настолько же странным, как если бы вас на МКАДе спросили "как проехать в Марракеш". То есть, подразумевается, что человек, собравшийся в такое путешествие должен понимать куда и как он едет.
- Ну вы правильно поехали, да. Вот дальше туда, откуда мы идем, вам двигаться около пятидесяти километров. Там увидите в снегу ржавый газовый баллон. Накатанный след будет налево (на Байдарацкую), а вам прямо на Сеяху. Мы там вчера видели Урал, след наверное еще не замело, бился он отчаянно... Ну вот до Сеяхи дойдете, а потом дальше на Сабетту еще примерно столько же.
Видим в глазах парня некое замешательство.
- А там отсыпка есть? Дорожники работают? Нам сказали что до Сабетты 150-200 километров.
- Вы что, парни, какая отсыпка? До Сабетты вот прямо отсюда где мы стоим что-то около 400 километов дикой колеи. Вам до Сеяхи идти в лучшем случае дня три-четыре, если не задует. Ну и потом еще столько же, если погода позволит.
Я старался не сгущать краски, и не сказал сразу что примерно в этом районе мы встречали Уралов которые больше двух недель бились с Сеяхи. Но задать главный вопрос все-таки было надо...
- Парни, а как у вас с топливом? В Сеяхе официально нет дизельной заправки. У вас договоренности есть или как?
Молчит...
- Просто вы смотрите, даже если вы поедете как задумано, дозаправиться в ближайшие полторы-две недели будет негде. У вас жратва-то есть на это время? А если задует, вас там и искать никто не будет. У вас спутниковый телефон, навигатор хоть что-то есть?
- Нет у нас ничего... Да, если задует - пипец... У меня двое детей...
Чувак как-то сразу все понял и скис.
Он ушел к своим. Мужики посовещались какое-то время и повернули обратно в зону приема мобильной связи. Потом мы их встретили еще раз. Видимо, задав правильные вопросы своим работодателям и получив кое-какие ответы парни решили поменять маршрут, выходить на Байдарацкую. На что мы им сказали, что этот зимник официально закрыт на время опрессовки трубы и нужны пропуска. Это их не испугало, судя по всему договоренности все-таки какие-то они получили после телефонного разговора.