Деление объективов по фокусному расстояниюВ определении типов объективов соблюдается такое правило: если фокусное расстояние меньше диагонали кадра, то объектив называется "короткофокусным", если больше — "длиннофокусным".
При создании объективов конструкторы сталкиваются с определёнными сложностями, которые разнятся в зависимости от того, под какое фокусное расстояние делается объектив. То есть, работая над короткофокусными объективами, конструкторы будут решать одни задачи, а делая длиннофокусную оптику — другие. Очень часто решения этих задач являются взаимоисключающими. Поэтому, увы, создать такой объектив, который был бы одинаково хорош на всех фокусных расстояниях - задача на сегодняшний день практически невыполнимая.
Можно, конечно, подойти формально и сконструировать универсальный объектив, перекрывающий большой отрезок фокусных расстояний. Но тогда надо понимать, что это будет некий компромисс — либо этот объектив будет хорош только на длинном фокусе, либо только на коротком, либо, что бывает чаще всего, ни там, ни здесь этот объектив не будет отличаться выдающимися характеристиками.
Именно поэтому принято делить все фокусные расстояния на несколько небольших отрезков и делать объективы, которые работали бы только в этих границах. Такое решение позволяет конструкторам сосредоточиться на решении проблем, связанных с конкретным отрезком фокусных расстояний. Но из-за этого фотографам нужно иметь набор оптики — чтобы было несколько объективов, каждый их которых хорош на каком-то одном ограниченном отрезке фокусных расстояний.
Если более подробно, то, исходя из классификации по фокусным расстояниям, условно объективы делятся на такие типы:
Фишай:Фишай (англ. Fisheye, «рыбий глаз»). Такие объективы отличаются широким углом зрения в 180 градусов и даже более. Это — сверхширокоугольный объектив с другой проекцией построения изображения (расстояние об центра кадра до точки пропорционально углу к этой точке, а у обычных объективов — линейная проекция). Поэтому, при фотографировании фишаем всё получается как бы пузатым. Принцип работы этого объектива реализован всё в том же в дверном глазке – заглянув в него, можно получить впечатление о том, какое изображение даёт фишай. Обычно он имеет фокусное расстояние от 8 до 16 мм. Чем короче фокусное расстояние — тем ярче выражены искажения у этих линз.
Фишай — объектив, не предназначенный для каких-то конкретных видов съемки. Им можно фотографировать пейзажи, портреты, архитектуру, в принципе, всё что угодно, потому что основное его предназначение — это творческие эксперименты.
Сверхширокоугольные объективыОбъективы такого типа имеют очень маленькое фокусное расстояние и, соответственно, широкий угол зрения. Их фокусные расстояния колеблются от 10 до 25 мм. Современные сверхширокоугольные объективы практически не имеют дисторсий, свойственных фишаям, но обладают заметными перспективными искажениями. То есть, стены здания, например, уже не идут по кругу, как у фишая, но при этом их геометрия может сильно "разваливаться" или "сходиться", не смотря на то, что в жизни эти стены параллельны друг другу:
Основное применение таких объективов — съёмка пейзажей, архитектуры, интерьеров в сильно ограниченном пространстве или съемка людей в очень небольших помещениях.
Конструктивно это очень сложные объективы и их создание — очень трудоемкое в конструкторском плане дело: в таком объективе возникает слишком много разных искажений, с которыми довольно тяжело бороться. Зачастую, создать и производить хороший сверхширокоугольный объектив гораздо дороже, чем любой другой. И это, конечно, отражается на их цене.
Широкоугольные объективыПожалуй, самый распространенный вид объективов. Его отличает фокусное расстояние от 25 до 35 мм. Такие объективы обычно используются как постоянные: они замечательно подходят для съёмки событий, пейзажей, помещений, и разве что для тесных комнат их не всегда хватает. Именно широкоугольные объективы чаще всего идут в поставке вместе с фотоаппаратом.
Нормальные объективыЭто объектив, у которого фокусное расстояние примерно равно диагонали кадра. Для 35-мм стандарта — это около 43 мм, для "кропнутых" матриц меньше, но это уже не так существенно. Чаще всего, на практике нормальным объективом будет объектив с фокусным расстоянием около 50 мм. Нормальный объектив тоже часто используется в качестве штатного.
Со многими оговорками эквивалентное фокусное расстояние человеческого глаза примерно равно 50 мм. То есть, угол зрения человеческого глаза и нормального объектива очень близки, что делает последний очень удобным в повседневной съемке. Правда, с глазами у человека всё устроено далеко не так просто, поэтому это сравнение приведено как некое подобие (чуть подробнее мы поговорим об этом позже).
Нередко можно слышать ошибочное мнение о том, что объектив этого типа — это портретный объектив. Это не совсем так. Формально, любой объектив, на который вы снимаете портреты, можно назвать "портретным". но для получения портрета с корректными пропорциями лица и чтобы все его части выглядели так, как мы привыкли видеть их глазами, нужно использовать объектив с таким фокусным расстоянием, которое бы не вносило в кадр существенных перспективных искажений. А на 50 мм (или около того) искажения всё же весьма заметны. Поэтому, снимать портреты нормальным объективами, конечно, можно, но, строго говоря, 50 мм — это не портретное фокусное расстояние, а скорее универсальное.
Длиннофокусные объективыДлиннофокусные объективы отличает фокусное расстояние от 70 до 135 мм. Часто такое фокусное расстояние характерно и для макрообъективов, но о них поговорим чуть позже. Обычно объективы этого фокусного расстояния используются для портретной съемки, так как при нём минимальны искажения при передаче деталей и пропорций в портрете. С этой же целью их обычно делают светосильными для получения размытого фона в портретах. Они позволяют акцентировать внимание на объекте за счет размытого заднего и/или переднего плана.
Скорее всего, идеальным фокусным расстоянием для портретного объектива является 85 мм: с одной стороны, перспективные искажения пропорций лица и фигуры уже минимальны, а с другой стороны — вполне можно фотографировать человека как крупным планом, так и в полный рост, и расстояние при этом между вами будет достаточным для комфортного общения. Ведь портрет — это когда есть контакт модели и зрителя (через фотографа) и если этот контакт разорвать, то будет уже скорее жанровый снимок (типичный пример жанровой съёмки — фотографирование людей за их повседневными делами, когда они не обращают внимания на фотографа). На 135 мм можно будет фотографировать уже только крупные и средние планы, а при создании ростового портрета прийдётся отойти уже довольно далеко и общение будет сильно затруднено. Впрочем, здесь всё отдаётся на откуп фотографу и всё зависит о его личных вкусов и предпочтений.
ТелеобъективыК этому классу можно отнести объективы с фокусным расстоянием от 135 мм и более. Объективы с фокусным расстоянием больше 400 мм еще называют сверхдлиннофокусными. Это самые дорогие объективы, их изготовление сопряжено со многими технологическими трудностями — например, необходимо обеспечить четкое изображение при значительном удалении объекта съемки, невзирая на различные атмосферные флуктуации, влияющие на рассеивание и поглощение света в воздухе.
При фокусном расстоянии больше 200 мм снимать крайне желательно со штатива, потому что даже наличие стабилизатора изображений не всегда способно гарантировать четкий снимок. Телеобъективы отличаются большими габаритами и весом, причем чем больше и/или светосильнее объектив, тем больше будут размеры, вес и цена.
Основное предназначение — съёмка удаленных объектов. Обычно это спортивные мероприятия и фотографирование диких животных. Также этими объективами зачастую пользуются папарацци, не имеющие возможности близко подойти к объекту съёмки:
http://fujifilmru.livejournal.com/7490.html
Каждый имеет право на ошибку, но если ты умеешь делать милое личико, борщ и минет, то у тебя безлимит.